Перейти к навигации Перейти к центр тяжести геометрической фигуры У этого термина существуют и другие значения, см. Галера — боевой корабль, для перемещения использующий главным образом вёсла. Термин галера происходит в Италии XII века от среднегреческого названия одного из типов корабля византийского военного флота — галеи.

Происхождение самого греческого термина не ясно. Имеющийся в настоящее время объём информации не позволяет в подробностях восстановить ход исторического развития галеры как высокоспециализированного типа преимущественно гребного боевого корабля Средиземноморского бассейна. Тем не менее, современное состояние вопроса позволяет вполне определённо говорить о наличии единого процесса, корни которого теряются в глубокой древности до начала письменной истории. Египетский мореходный корабль времён Хатшепсут, хорошо видны характерная форма корпуса и система пропущенных через стойки над палубой тросовых растяжек. Древнеегипетская цивилизация была теснейшим образом связана с Нилом, он же был главной транспортной артерией, что способствовало раннему развитию судостроения.

В то же время, сухой климат и погребальные обычаи древних египтян способствовал хорошей сохранности археологического материала. Благодаря этому мы имеем о судостроении Древнего Египта достаточно обширные сведения по сравнению со многими более поздними эпохами. Все древнеегипетские суда имели характерную форму корпуса, современными исследователями часто уподобляемую апельсиновой корке или полумесяцу — с симметричным профилем, образованным высоко поднятыми носом и кормой. Форма эта была обусловлена частой необходимостью приставать к необорудованному берегу, а также применяемыми в строительстве технологией и материалом. Видны характерные обводы, центральный пояс обшивки и наращённые над ним борта из тщательно подогнанных по месту толстых коротких досок. Египтяне под командованием Рамсеса III сражаются в дельте Нила с народами моря, 1175 год до н.

Изготовление корабля по такой технологии было исключительно трудоёмким процессом — хотя и достаточно быстрым за счёт задействования огромных трудовых ресурсов и хорошей организации: скажем, судя по сохранившимся документам, датируемым примерно 2400 годом до н. 30-метрового грузового корабля на государственной верфи уходило всего 17 дней. Современные исследования, включая опыт плавания на полноразмерной реплике корабля времён фараона Хатшепсут, показали, что несмотря на отсутствие киля древнеегипетские суда могли достаточно эффективно использовать паруса, ходя не только прямо по ветру, но и курсом галфвинд. Письменные источники говорят о наличии в Древнем Египте боевых кораблей специальной постройки и регулярного флота, сражавшегося в основном в пределах Нила и его дельты. Боевые корабли известны только по изображениям, на них видны парусно-гребные галеры со множеством гребцов и платформами для лучников в оконечностях имеющего форму той же самой апельсиновой корки корпуса. Когда осаждали город Хат-Уарит , я обнаружил храбрость в пешем бою перед лицом царя.

Сражался на воде, на канале Па-джел-ку около Авариса. Я снова участвовал в рукопашном бою. Его величество поплыл вниз по реке, сердце его радостно, переполнено мужеством и силой. И я вез на гребном судне царя Верхнего и Нижнего Египта, покойного Джосеркара, когда он плыл вверх по Нилу в Нубию с целью расширить границы Египта. В этих отрывках гребные корабли предстают перед нами в первую очередь в качестве транспорта, позволяющего быстро перебрасывать войска по Нилу, а бой на воде — как сражение размещённой на кораблях пехоты. Даже начальник гребцов неоднократно участвует в рукопашной схватке, что указывает на минимальную роль в бою маневрирования собственно корабля или использования его как оружия против корабля противника. Финикийский боевой корабль Прорисовка с ассирийского барельефа из Ниневии, изображающего эвакуацию из Тира в 702 г.